Фотоальбомы

































































 

 

 


Подробнее: Фотоальбомы

Элективные курсы


 

Программа элективного курса по теме: «История наук и научных открытий ».

Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач является формирование у школьников научного мировоззрения. Но его нельзя сформировать, знакомя учащихся только с отдельными явлениями, законами, открытиями. Учащиеся должны получать представление о движущих силах развития самой науки, о причинах появления тех или иных научных трудов, о причинах изменения воззрений и методов познания.

            Преодоление противоречий является главной движущей силой развития любой науки. Очень важно, чтобы учащиеся имели возможность проследить, как “рушатся старые представления и понятия, ломается сам метод мышления учёных, коренным образом изменяется их взгляд на мир, понять сущность научной революции, как скачка в мышлении.

            Создать у учащихся правильное представление о процессе познания окружающего мира и законах развития науки можно используя исторический подход при изложении материала. Особенно способствует развитию диалектического миропонимания и через него диалектического мышления построение изучаемой темы в исторической последовательности.

Данный курс предусматривает не только знакомство учащихся с историей развития физики как науки, но и со взглядами, жизнью и творчеством выдающихся физиков - личностей ярких и одержимых, различных по характеру и судьбе, но всегда преданных своему делу. На занятиях приводятся легенды, парадоксальные случаи и острые ситуации, много места уделяется оценке открытий одних ученых другими. Большое внимание уделяется развитию физики в России. Изучение данного курса окажет положительное влияние на усвоение школьной программы по физике.

При изучении данного курса учащиеся не только приобретают дополнительные знания, но и развивают свои информационные и коммуникативные умения: они самостоятельно приобретают знания из разных источников (учебники, словари, энциклопедии, интернет и т.д.), учатся критически оценивать полученную информацию, кратко излагать суть вопроса, выслушивать другие мнения и обсуждать их.

Курс выполняет следующие функции: дополняет содержание базового курса физики, удовлетворяет познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного им профиля, развивает общеучебные умения. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Таким образом, курс является предметно-ориентированным.

Цель курса: показать физику, как целостную науку о фундаментальных свойствах материального мира, создать у учащихся правильное представление о процессе познания окружающего мира и законах развития науки.

Задачи курса:

·         на основе исторического подхода, показать диалектическое развитие физики, как науки (в отличие от метафизического изложения курса физики в учебнике);

·         показать «борьбу» теорий и роль противоречий в развитии науки;

·         показать роль физики в НТП;

·         дать   представление   о   выдающихся   учёных-физиках,   как   о   реальных   людях   с интересной, часто трудной судьбой;

·         познакомить учащихся с широко известными трудами великих учёных (Демокрита, Л. Кара, Аристотеля, Г. Галилея, И. Ньютона, М.В. Ломоносова);

·         привить учащимся интерес к физической науке;

·         воспитать   целеустремленность   в   достижении   намеченного   на   основе   жизни   и деятельности великих ученых.

Продолжительность курса  35 часов.

Форма проведения занятий: Ведущими формами занятий могут быть семинары и презентации. С программой семинаров учащиеся знакомятся заранее, при этом каждому учащемуся предлагается подготовить небольшое сообщение или презентацию по одному из вопросов предстоящей темы. Изложение отдельных вопросов возможно в виде лекций и театрализованных сценок (диалоги между учёными, отстаивание учёными своих теорий, например, Ньютон и Гюйгенс).

Содержание курса. Курс состоит из восьми частей. В 1 - 6 частях  рассматриваются вопросы становления и развития научных знаний в разных областях физики (строение вещества, электричество, магнетизм, теплота, оптика и т.д.). В  разделе 7  учащимся даётся представление о достижениях и перспективах развития современной физики (XX-XXI вв.). Раздел 8 посвящён знакомству с судьбой, научными взглядами, открытиями и изобретениями выдающихся учёных-физиков и естествоиспытателей.

 Подведение итогов возможно в виде итогового теста по истории физики, в виде презентации или защите реферата. Административная проверка усвоения материала данного курса не предполагается, соответствующий материал не будет включаться в административные контрольные работы и выноситься на экзамены.

 

Календарно-тематическое планирование.

Темы

Кол-во часов

1.

Развитие представлений о строении вещества от атомов Демокрита до кварков.

3 час

2.

Развитие представлений об электричестве – от Фалеса Милетского до закона Кулона.

Развитие представлений о магнетизме (П. Перегрино, У. Гильберт, А.Ампер).

Развитие представлений о теплоте – от теории теплорода до закона сохранения  и превращения энергии. Опыты Джоуля. Трагическая

судьба Майера. Термометрия. Тепловые двигатели.

3 час

3.

Развитие механики.

·    Архимед –величайший механик, инженер и конструктор древнего мира.

·    Аристотель – о естественном и насильственном движении.

·    Г. Галилей – основоположник опытного естествознания.

·    И. Ньютон - создание фундамента классической физики.

3 час

4.

Развитие представлений о свете.

Развитие геометрической оптики. Изобретение оптических приборов.

·          Теория зрения Платона.

·          Закон прямолинейного распространения света (Евклид).

·          Теория зрения Альхазена.

·          Закон обратимости световых лучей (Вителий).

·          Закон преломления света (Снеллиус).

·          Изобретение оптических приборов (линза, очки, микроскоп, зрительная труба Г. Галилея, зеркальный телескоп Ньютона).

Возникновение волновой оптики.

·    От корпускулярной теории И. Ньютона и волновой теории X. Гюйгенса до квантовой теории света и корпускулярно-волнового дуализма.

·    Электромагнитная теория дисперсии света Лоренца, объяснение цвета прозрачных и непрозрачных тел.

6 часа

5.

Возникновение и развитие электромагнетизма и электродинамики (Х.Эрстед, А.Ампер, М. Фарадей, Д.Максвелл, Г. Герц).

Изобретение генератора, электродвигателя, трансформатора, электрической лампочки, телеграфа, радио.

3 час

6.

История открытия инфракрасного и ультрафиолетового излучений.

История открытия рентгеновского излучения.

Открытие радиоактивного излучения.

3 час

7.

Важнейшие открытия и физические теории XX века.

Перспективные направления развития современной физики.

3 час

8.

Жизнь и деятельность удивительных людей.

Леонардо да Винчи – великий конструктор эпохи Возрождения.

И. Ньютон – человек, физик, государственный деятель.

М.В. Ломоносов - великий сын России.

Т. Юнг – «Всякий человек может сделать то, что делают другие».

Никола Тесла – великий физик XIX - XX веков.

Мария Кюри – первая женщина-физик.

Л.Д. Ландау – выдающийся советский физик.

9 часа

9.

Итоговое тестирование

2 час

 

Всего:

35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение курса.

Материалы к уроку:

1.      Гален, Диоген, Платон, Цицерон об учении Демокрита.

2.      Тит Лукреций Кар – «О природе вещей».

3.      Аристотель – «Физика», «О небе».

4.      Г. Галилей – «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».

5.      И Ньютон – «Математические начала натуральной философии».

6.      М.В. Ломоносов – «Размышления о причине теплоты и холода».

7.      Документальный фильм «Никола Тесла».

 

Литература для учителя и учащихся:

1.      Громов СВ. Физика 11 класс. - М.:«Просвещение», 2002.

2.      Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. - М.:«Просвещение», 1986.

3.      Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М: «Просвещение», 1982.

4.      Мощанский В.Н. История физики в средней школе. - М.: «Просвещение», 1981.

5.      Мощанский В.Н. Физика 9 класс. – М.: «Просвещение», 1994.

6.      Пономарёв Л.И. Под знаком кванта. - М.: «Наука», 1989.

7.      Спасский Б.И. Хрестоматия по физике. – М.: «Просвещение», 1982.

8.      Самин Д.К.  Сто великих ученых. – М.: «Педагогика», 2002.

9.      Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. - М.: «Просвещение», 1990.

10.  Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник. - Киев: «Наукова думка», 1977.

11.  Энциклопедический словарь юного физика. - М., «Педагогика», 2002.

12.  Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.:«Аванта+»,1997.

13.  Энциклопедия для детей. Физика. Том 16. Гл. ред. В. Володин. — М.: «Аванта+», 2003.

 

Компьютерная поддержка курсов.

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2.      Энциклопедия "'Кругосвет".

 

Тест по истории физики.

http://ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/physhist/tests/

Пояснительная записка

 

Развитие науки и техники не будет знать пределов.

Пауэлл

            Цель преподавания дисциплины

Данный курс является элективным курсом для  10 класса с физико-математическим профилем обучения. Необходимость введения такого курса, по мнению Я.Г. Дорфмана, состоит в том, что "физика нашего времени не может быть понята и осознана во всей своей глубине без изучения ее исторических основ и корней, без научного анализа условий, определяющих ход ее развития на отдельных исторических этапах". В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с фундаментальными открытиями в физике – с подготовкой к ним и их свершением, с возникновением и становлением физических идей и теорий, с взглядами, жизнью и творчеством выдающихся физиков – личностей ярких и одержимых, различных по характеру и судьбе, но всегда преданных своему делу.

Элективный курс "История и методология физики" призван усилить индивидуальный подход к развитию творческих способностей школьников, развить у учащихся навыки самостоятельного научного и технического творчества, умение находить эффективные решения, приобщить их к научной деятельности, помочь грамотно оформить и опубликовать полученные результаты. В комплексном виде рассмотрена философия науки на примере современного естествознания, понятие научной истины, специфика технических наук и организации научного эксперимента, а также научного сообщества. Лекционный курс поддерживается практическими примерами и сведениями из истории физики и биографий известных физиков.

 

            Задачи изучения дисциплины

   Элективный  курс решает следующие задачи:

·       углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с историей открытий физиков;

·       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;

·       овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, вдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;

·       воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развитие способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.

 

Дидактические принципы

Реализацию принципа историзма в учебном процессе необходимо сочетать с принципами дидактики.

Принцип наглядности следует рассматривать как отражение материалистического характера самого процесса обучения. Этот принцип осуществляется путем демонстрации учащимся исторических опытов, портретов ученых.

Принцип сознательности и активности заключается в целенаправленном воспроизведении изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработки и применении. Активность учащихся на уроке повышается при использовании занимательной ситуации в начале урока, что можно осуществить с помощью исторических задач, опытов.

Сущность принципа доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен и не требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Материал может быть посилен и доступен в том случае, когда ученик не только понимает результат деятельности поколения ученых, но и осознает, каким способом были получены данные знания науки.

Принцип научности означает опору на науку как источник системы исторических фактов, понятий и закономерностей. Принцип научности требует изучения прочно установленных в современной науке положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.  Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах в истории науки физики, о научных гипотезах, а также в доступной форме рассказывать на уроках о перспективах развития самой науки. Ученики должны быть подготовлены и практически и психологически к реальным трудностям в самой науке. В этих целях можно и нужно давать задания, выходящие за пределы программы, особенно тем, кто проявляет интерес к данной исторической области знаний: прочитать доступную статью в научном журнале, раздел из энциклопедии, главу из научной книги.

Принцип систематичности отражает логику самого учебного процесса. В каждом разделе курса физики имеется система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого; закономерности, связывающие определенные явления, обусловленные совершением других предшествующих событий. Показывая эволюцию развития того или иного понятий в физике, борьбу взглядов учащиеся сами могут установить связь понятий. В результате у учащихся будет создаваться целостное представление об изучаемых предметах, формироваться понимание взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений. Это ведет к развитию логического мышления, расширению мировоззрения.

 

            Взаимосвязь учебных дисциплин

Предполагается, что школьники знакомы с основными курсами естественно-научного цикла. Поэтому основное внимание уделяется истории открытий физических законов, эффектов, явлений, методов измерений, создания и развития физических теорий, общепринятых и отвергнутых на сегодняшний день представлений; сведениям о жизни и научном творчестве величайших физиков прошлых времен и современности; истории возникновения радиофизики.

 

Общие рекомендации к проведению занятий

При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов.

При изучении некоторых тем курс будет опережать базовый. В этом случае установление опережающих внутрипредметных связей будет способствовать более осознанному восприятию базового курса физики.

Большая часть материала, составляющая содержание элективного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи с чем элективный курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления внепредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.

 

Методы и организационные формы обучения

При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как вводные лекции, семинары, практические занятия по решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают видео- и диафильмы, слайды, компьютерные программы.

Методы обучения, применяемые в рамках элективного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка ими рефератов, докладов, научных проектов, тематика которых отчасти приведена в программе элективного курса. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень рефератов.

На занятиях элективного курса учащиеся должны выполнять исследования с использованием физических приборов, компьютерных программ, демонстрировать опыты, осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать и реферировать информацию, готовить сообщения и доклады в устном и письменном виде, участвовать в дискуссии. При выполнении перечисленных видов деятельности учащиеся должны продемонстрировать знание имен ученых, сделавших открытия в физике, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения, а также понимание роли фундаментальных открытий в развитии физики; места фундаментальных открытий в структуре физического знания; цели, схемы, результаты и значения конкретных изученных фундаментальных опытов.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

В ходе курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений школьников проводится с учетом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в конференциях, семинарских занятиях и защиты своих творческих работ.

 

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении элективного курса являются:

·       Физические приборы.

·       Портреты ученых.

·       Компьютерные обучающие программы «Открытая физика», «Физика в картинках», «Фундаментальные физические опыты», «Живая физика» и др.

·       Видеофильмы.

·       Графические иллюстрации.

·       Дидактические материалы.

·       Учебники физики для старших классов средней школы.

·       Учебные пособия по физике, хрестоматии по истории физики.

Особого обсуждения заслуживает вопрос применения компьютеров на занятиях элективного курса. Применение персональных компьютеров возможно в нескольких направлениях:

1.   Применение компьютерных обучающих программ для моделирования физических экспериментов;

2.   Поиск информации в интернете.

3.   Применение компьютеров как средств представления информации.

Число компьютерных обучающих программ по физике на сегодняшний день достаточно велико. Они предоставляют учителю и учащимся различные возможности. Хорошими можно считать программы, позволяющие н только наблюдать за ходом эксперимента, но и изменять те или иные параметры (например, «Открытая физика»).

Особый интерес представляют обучающие программы- конструкторы. Одной из самых мощных и интересных программ такого типа является «Живая физика». Она позволяет не только проводить компьютерные эксперименты, изменяя различные параметры, но и заставляет самостоятельно создать, смоделировать экспериментальную установку. Программа позволяет моделировать такие эксперименты, проведение которых в реальных условиях  школьного кабинета физики невозможно(например, опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц).

   Полезно, по мере возможности, параллельно проводить компьютерный и научный эксперименты, поскольку без натурного эксперимента учащиеся могут лишиться возможности видеть за компьютерными имитациями и анализировать реально происходящие в природе явления и процессы. Лучше, если одни учащиеся проводят натурные эксперименты, а другие- компьютерные, а затем сравнивают полученные результаты и выводы.

   Специально подчеркнем, что применение компьютера на занятиях желательно, но не является необходимым условием.

 

Ожидаемыми результатами занятий являются:

·      получение представлений о вкладе ученых в развитие физики, методах научного познания природы и современной физической картине мира;

·      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

·      сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

·      приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада, написания исследовательского проекта, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.

 

Требования к подготовке учащихся:

            Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):

-имена ученых, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения.

            Учащиеся должны понимать:

-роль фундаментальных открытий в развитии физики;

-место открытий в структуре физического знания;

-цель,схему, результат и значение конкретных изученных фундаментальных опытов.

            Учащиеся должны уметь:

-выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;

-демонстрировать опыты;

работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать ее, осуществлять ее реферирование);

-готовить сообщения, доклады,исследовательские проекты;

-выступать с сообщениями, докладами, проектами;

-участвовать в дискуссии;

-подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;

-оформлять сообщения, доклады,  исследовательские проекты в письменном виде.

 

Структура курса

Курс состоит из трех основных частей. В первой части рассматриваются вопросы о становлении и развитии научных знаний, о жизни и взглядах выдающихся мыслителей в период от древности до XVII века.
          Во второй части учащиеся знакомятся с развитием физики и жизнью ее создателей в период XVII – XIX веков – в эпоху классической физики.
          Следующая часть повествует об основных направлениях развития физики XX века, жизни и деятельности ее выдающихся творцов.

Содержание программы

1.   Исторический очерк развития физики. Предмет и задачи истории физики. Закономерности развития физики. Возникновение науки. Античная наука. Возникновение атомистики. Аристотель. Архимед. Древняя натурфилософия. Физика средневековья. Научная революция 16 – 17 веков. Коперник. Джордано Бруно. Кеплер. Галилей. Возникновение экспериментального и математического методов. Бэкон. Декарт. Гюйгенс. Формирование физической науки. Ньютон. Ломоносов (биография, мировоззрение, работы по физике ).

2.   Развитие основных идей классической механики. Сложение и разложение движений. Идея относительности механического движения. Аристотель о движении. Коперник и принцип движения. Галилей– исследования по механике. Механика от Галилея до Ньютона. Механика Ньютона. Законы движения тел. Принцип относительности Ньютона. Закон всемирного тяготения. Дискуссия о природе сил тяготения. Аналитический аппарат механики Ньютона. Законы сохранения в механике. Механика Даламбера и Лагранжа. Развитие вариационных принципов механики. Развитие понятий массы и силы в механике после Ньютона.

3.   Развитие термодинамики и статистической физики. Первые исследования тепловых явлений. Температура. Термометр. Теплород и развитие взглядов на природу теплоты. Установление основ термодинамики. Паровая машина. Теплота – работа. Открытие закона сохранения и превращения энергии. Развитие кинетической теории газов. Максвелл. Молекулярно-кинетическое толкование второго закона термодинамики. Дж. Томсон.

4.   Развитие оптики. Геометрическая оптика. Развитие взглядов на природу света. Оптика Ньютона. Кеплер. Развитие волновой теории света. Юнг. Френель. Современная корпускулярно-волновая теория света.

5.   Развитие учения об электричестве и магнетизме. Электростатика и магнитостатика. Теория электричества в 17 и 18 веках. Лейденская банка, первые электрические приборы, практическое применение электричества. Б.Франклин. Развитие электродинамики. Гальванический элемент и электрический ток. Магнитное действие электрического тока. Ампер. Эрстед. Открытие электромагнитной индукции. Развитие электротехники. Возникновение и развитие понятий об электромагнитном поле. М.Фарадей. Дж. Максвелл. Развитие понятий об электромагнитных волнах. Экспериментальное обоснование теории Максвелла. Г.Герц. П.Лебедев. А.С.Попов. Г.Маркони. Изобретение радио.

6.   Развитие электронной теории. Фотоэффект. А.Г.Столетов. А.Эйнштейн. Открытие электрона, представление об атомистическом строении электрического заряда, о зависимости массы электрона от скорости. Дж.Дж.Томсон. Г.А.Лоренц. Зоммерфельд. К.Рентген.

7.   Современная релятивистская и квантовая физика. Возникновение и развитие атомной физики. Модели атома. Атом Резерфорда. Открытие атомного ядра. Возникновение представлений о квантах. М.Планк. Световые кванты. Атом Бора. Идеи Де-Бройля. Экспериментальные успехи квантовой теории. Возникновение квантовой статистики. Открытие спина. Механика Гейзенберга. Механика Шредингера. Вероятностный мир. Принцип дополнительности. Причинность физики. Ядерная физика. Радиоактивность и радиоактивные превращения. Изотопы. Искусственная радиоактивность. Расщепление ядра. Нейрон. Позитрон. Э.Ферми. Деление урана. Цепная реакция деления ядер. И.В.Курчатов. Термоядерный синтез. Возникновение и развитие теории относительности. Оптика движущихся тел. Электродинамика движущихся сред. Опыт Майкельсона – Морли. Лоренц. Пуанкаре. Минковский. Специальная теория относительности. Общая теория относительности.

8.   Становление и развитие физики  после революции 1917 г. А.Ф.Иоффе. П.Л.Капица. Л.И.Мандельштам. И.Е.Тамм. С.И.Вавилов. Я.И.Френкель. В.А.Фок. Л.Д.Ландау. Я.И.Зельдович. А.Д.Сахаров

9.   Заключение. Эволюция физики от античной науки до квантовой электродинамики и общей теории относительности. Нерешенные проблемы физики. Перспективы развития физики.

 

Учебно-тематический план

 

Изучаемый материал

Количество часов

1

Исторический очерк развития физики

4

1.1

Предмет и задачи истории физики. Закономерности развития физики.

1

1.2

 Возникновение науки. Античная наука. Возникновение атомистики. Аристотель. Архимед. Древняя натурфилософия. Физика средневековья.

1

1.3

Научная революция 16 – 17 веков. Коперник. Джордано Бруно. Кеплер. Галилей. Возникновение экспериментального и математического методов. Бэкон. Декарт. Гюйгенс.

1

1.4

Формирование физической науки. Ньютон. Ломоносов (биография, мировоззрение, работы по физике ).

1

2

Развитие основных идей классической механики

3

2.1

Сложение и разложение движений. Идея относительности механического движения. Аристотель о движении. Коперник и принцип движения. Галилей– исследования по механике. Механика от Галилея до Ньютона.

1

2.2

Механика Ньютона. Законы движения тел. Принцип относительности Ньютона. Закон всемирного тяготения. Дискуссия о природе сил тяготения.

1

2.3

Аналитический аппарат механики Ньютона. Законы сохранения в механике. Механика Даламбера и Лагранжа. Развитие вариационных принципов механики. Развитие понятий массы и силы в механике после Ньютона.

1

3

Развитие термодинамики и статистической физики

3

3.1

Первые исследования тепловых явлений. Температура. Термометр. Теплород и развитие взглядов на природу теплоты.

1

3.2

Установление основ термодинамики. Паровая машина. Теплота – работа. Открытие закона сохранения и превращения энергии.

1

3.3

Развитие кинетической теории газов. Максвелл. Молекулярно-кинетическое толкование второго закона термодинамики. Дж. Томсон.

1

4

Развитие оптики

2

4.1

Геометрическая оптика. Развитие взглядов на природу света. Оптика Ньютона. Кеплер.

1

4.2

Развитие волновой теории света. Юнг. Френель. Современная корпускулярно-волновая теория света.

 

1

5

Развитие учения об электричестве и магнетизме

6

5.1

Электростатика и магнитостатика. Теория электричества в 17 и 18 веках. Лейденская банка, первые электрические приборы, практическое применение электричества. Б.Франклин.

1

5.2

Развитие электродинамики. Гальванический элемент и электрический ток. Магнитное действие электрического тока. Ампер. Эрстед. Открытие электромагнитной индукции. Развитие электротехники.

1

5.3

Возникновение и развитие понятий об электромагнитном поле. М.Фарадей. Дж. Максвелл.

2

5.4

Развитие понятий об электромагнитных волнах. Экспериментальное обоснование теории Максвелла. Г.Герц. П.Лебедев. А.С.Попов. Г.Маркони. Изобретение радио.

2

6

Развитие электронной теории

2

6.1

Фотоэффект. А.Г.Столетов. А.Эйнштейн. Открытие электрона, представление об атомистическом строении электрического заряда, о зависимости массы электрона от скорости. Дж.Дж.Томсон. Г.А.Лоренц. Зоммерфельд. К.Рентген.

2

7

Современная релятивистская и квантовая физика

10

7.1

Возникновение и развитие атомной физики. Модели атома. Атом Резерфорда. Открытие атомного ядра. Возникновение представлений о квантах. М.Планк. Световые кванты. Атом Бора. Идеи Де-Бройля.

2

7.2

Экспериментальные успехи квантовой теории. Возникновение квантовой статистики. Открытие спина. Механика Гейзенберга. Механика Шредингера. Вероятностный мир. Принцип дополнительности. Причинность физики.

2

7.3

Ядерная физика. Радиоактивность и радиоактивные превращения. Изотопы. Искусственная радиоактивность. Расщепление ядра. Нейрон. Позитрон. Э.Ферми. Деление урана. Цепная реакция деления ядер. И.В.Курчатов. Термоядерный синтез.

4

7.4

Возникновение и развитие теории относительности. Оптика движущихся тел. Электродинамика движущихся сред. Опыт Майкельсона – Морли. Лоренц. Пуанкаре. Минковский. Специальная теория относительности. Общая теория относительности.

2

8

Становление и развитие физики  после революции 1917 г.

2

8.1

А.Ф.Иоффе. П.Л.Капица. Л.И.Мандельштам. И.Е.Тамм. С.И.Вавилов. Я.И.Френкель. В.А.Фок. Л.Д.Ландау. Я.И.Зельдович. А.Д.Сахаров

2

9

Заключение

3

9.1

Эволюция физики от античной науки до квантовой электродинамики и общей теории относительности.

1

9.2

Нерешенные проблемы физики. Перспективы развития физики.

2

10

Всего

35

           

 

 

 

Демонстрации:

1.      Различные виды механического движения.

2.      Свободное падение (трубка Ньютона).

3.      Колебательное движение маятников.

4.      Модель броуновского движения.

5.      Модель опыта Штерна.

6.      Электризация тел.

7.      Взаимодействие электрических зарядов.

8.      Взаимодействие проводников с током (опыт Ампера).

9.      Взаимодействие проводника с током и магнита (опыт Эрстеда).

10.Явление электромагнитной индукции (опыт Фарадея).

11.Дисперсия света.

12.Опыты по интерференции и дифракции света.

13.Поляризация света.

14.Явление фотоэффекта  и законы фотоэффекта.

 

Примерные темы докладов, рефератов, научных проектов

1.      Моделирование в физике.

2.      Галилей-основоположник экспериментального метода исследования в физике.

3.      Фундаментальные опыты и эволюция физической картины мира.

4.      Фундаментальные опыты и развитие электродинамики.

5.      Развитие взглядов на природу света.

6.      Фундаментальные открытия в структуре физической теории.

7.      Ньютон и Гук- противостояние гениев.

8.      Мифы и реальные факты из жизни Галилея.

9.      Проблемы методологии научного познания.

10.Проблемы методологии научного познания.

11.Методологический анализ как направление изучения науки.

12.Характер физических законов.

13.Методологические обоснования квантовой теории.

14.Теория относительности и философия.

 


Литература

по курсу "История  наук и научных открытий"

 

  1. Алексеев И.С., Овчинников Н.Ф., Печенкин А.А. Методологические обоснования квантовой теории. М.: Наука, 1984.
  2. Алексеев И.С. Концепция дополнительности. М.: Наука, 1978.
  3. Аристотель. Метафизика. М.- Л,. Изд-во АН СССР. 1934.
  4. Архимед. Сочинения. М.: Физматгиз. 1962.
  5. Ансельм А.И. Очерки развития физической теории в первой трети 20 века. М.: Наука, ГРФМЛ, 1986.
  6. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Наука, 1978.
  7. Больцман Л. Кинетическая теория материи. М.: 1993.
  8. Бернулли Д. Гидродинамика или записки о силах и движениях жидкостей. Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  9. Бом Д. Причинность и случайность в современной физике. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
  10. Блохинцев Д.И. Пространство и время в микромире. М.: Наука, ГРФМЛ, 1982.

11.  Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975.

12.  Бор Н. Атомная физика и человеческое познание  М., 1961.

13.  Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3

  1. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структура систем знания. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.

15.  Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.: Атомиздат, 1977.

  1. Вайскопф В.Ф. Наука и удивительное. М.: Наука. 1965.  
  2. Визгин В.П. Единые теории поля в первой трети XX века. М.: Наука, 1985.
  3. Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, ГРФМЛ, 1989.
  4. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. Научная биография и статьи. М. Изд. АН СССР. 1961.

20.  Ван дер Ванден. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Пер. И.Н.Веселовского. М. :  Гос.изд. физ.-мат. лит-ры, 1959.

21.  Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. В.И.Вернадский. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.

22.  Веселовский И.Н. Египетская наука и Греция.// Труды Института истории естествознания, т. II, 1948.

23.  Гейзенберг В.  Физика и философия. Часть и целое.  М., 1989.

24.  Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. М.: Эдиториал УРСС , 2004 (издание 2).

25.  Голин Г.М. Классики физической науки. Минск: Высщэйшая школа, 1981.

  1. Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. М.: Наука, ГРФМЛ, 1973.
  2. Гейзенберг Вернер. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, ГРФМЛ, 1989.
  3. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, ГРФМЛ, 1980.
  4. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М.: ВШ, 1988.
  5. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца 18 века. М.: Наука, 1974.

31.  Дилъс Г.  Античная техника, М.—Л., 1934.

32.  Дьяконов И.М.  Научные представления на Древнем Востоке. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.

  1. Жарков В.И. Непрерывно-дискретные пространство и время микрообъектов. (Философские аспекты проблемы). Новосибирск, Наука Сиб.отд., 1971.
  2. Жизнь Науки. Антология вступлений к классике естествознания. М.: Наука, 1973.
  3. Идеалы и нормы научного исследования /под ред. В.В. Степина. Минск, Изд-во БГУ, 1981.
  4. Кудрявцев П.С. История физики (в 3-х томах). М.: Просвещение,1971.
  5. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.: Наука, 1990.
  6. Кудрявцев П.С. Максвелл. М.: Просвещение, 1976.

39.  Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.

  1. Кун. Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
  2. Карнап Р. Философские основания физики: введение в философию науки. М.: Прогресс, 1971.
  3. Касьянов В.А. Физика: учебник для 11 классов средней школы. – М.: Дрофа,2002.
  4. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.
  5. Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов. Ростов н/Д.: "Феникс", 1999.
  6. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981.

46.  Канаев И.И. Гёте как естествоиспытатель.Л.: : Наука (Ленинградское Отделение), 1970.

47.  Канаев И.И. Избранные труды по истории науки.-СПб.: Алетейя,1972.

48.  Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987.

49.  Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.:Эдиториал УРСС, 2004.

50.  Коростовцев М.А. Наука древнего Египта. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.

51.  Кун Т. Структура научных революций.  М., 1975.

  1. Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы, М.: Просвещение, 1978.
  2. Луи де-Бройль. По тропам науки. М.: Атомиздат, 1962.
  3. Ларичев В.Е. Сотворение вселенной. Солнце, Луна и небесный дракон. Новосибирск, Наука Сиб.отд., 1993.
  4. Льоци М. "История физики". М.: Мир, 1970.
  5. Ландсберг Г.С. Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 1985.
  6. Левитан Е.П. Физика Вселенной. М.: Наука, 1976.
  7. Лукреций К. О природе вещей. М.: Изд-во АН СССР, 1947.

59.  Лурье С.Я.К вопросу о египетском влиянии на греческую геометрию.// Архив Института науки и техники, 1, 1933.

60.  Лурье С.Я. Архимед, М.—Л., 1945.

61.  Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки, М.—Л., 1947.

  1. Мизнер Ч., Уилер Дж. Классическая физика как геометрия. Гравитация, электромагнетизм, неклассический заряд и масса как свойства искривленного пустого пространства. В Кн.: Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.: Наука, 1979.
  2. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990.
  3. Мостапенко А.М. Пространство-время и физическое познание. М.: Атомиздат, 1975.
  4. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.

66.  Наука и научное творчество /под ред. М.М. Карпова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1989.

67.  Нейгебауэр О.Лекции по истории античных математических наук. Пер. и предисловие С.Я.Лурье.Т. I. М.-Л., 1937.

68.  Нейгебауэр О. Точные науки в древности. Пер Е.В.Гохман. М.: Наука, гл.ред. физ.-мат. лит-ры, 1968.

  1. Основы научных исследований /под ред. В.И. Крутилова. М.: Высш. школа, 1989.

Пространство и время в современной физике. Сб. статей к 50-летию создания общей теории относительности Альбертом Эйнштейном). Киев, Наукова Думка, 1968.

  1. Пуанкаре Анри. О науке. М.: Наука, 1990.
  2. Плесский Б.В., Терентьев Л.Н. К проблеме простоты физических законов. В Кн.: Логика и методология науки. М.: Наука, 1967.
  3. Полак Л.С. Вариационные принципы механики. М.: Наука, ГИФМЛ,1960.
  4. Подольский Р. Нечто по имени Ничто. М.: Знание, 1983.

74.  Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: учебник для 9 класса средней школы. – М.: Дрофа, 2002.

  1. Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии (философско-методологические проблемы). М: Мысль, 1986.
  2. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
  3. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М. Наука, 1975.
  4. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.: Изд-во. иностр. лит., 1957.
  5. Рыдник В.И. Поле. М.: Знание, 1976.
  6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  7. Степанов Н.И. Концепция элементарности в научном познании. М.: Наука, 1976.
  8. Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания.- В Кн.: Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1964.
  9. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, ГРФМЛ, 1984.
  10. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт – Альфа, 1995.
  11. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учебная хрестоматия. М.: Логос, 1996.
  12. Спасский Б.И. История физики, ч. I. М. Изд-во МГУ, 1963.
  13. Спасский Б.И. История физики, ч. II. М. Изд-во МГУ, 1964.
  14. Творцы физической оптики. Сб. статей. М.: Наука, 1973.
  15. Турсунов Акбар. Философия и современная космология. М.: ИПЛ, 1977.
  16. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.
    Тихомирова В.А. Материалы вступительных экзаменов по физике. – М.: Квантум,1999.
  17. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: Наука, 1970.
  18. Фалта Я., Новы Л. История естествознания в датах. М.: Прогресс, 1987.
  19. Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Из-во иностр. Лит., 1960.
  20. Фейнман Р. Характер физических законов М.: Наука, 1987. 
  21. Франк Ф. Философия науки. М.: Изд-во. иностр. лит., 1960.
  22. Формирование радиоэлектроники (Середина 20-х - середина 50-х годов) Отв. ред. Родионов В.М. М.: Наука, 1988.
  23. Физика наших дней. Сборник. М.: Знание, 1972.
  24. Храмов Ю.Л. Физики. Библиографический справочник. М.: Наука, ГРФМЛ, 1983.
  25. Хойл Фред. Галактики, ядра и квазары. М.: Мир, 1968.

100.Черняк В.С. История Логика Наука. М.: Наука, 1986.

101.Чернин А.Д. Физика времени. (Библиотека квант). М.: Наука, ГРФМЛ, 1987.

102.Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.

103.Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. М.: Политиздат, 1974.

104.Штофф В.А. Моделирование и философия. М.- Л., Наука, 1966.

105.Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания: Монография. М.: Высш. школа, 1978.

106.Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М.: Наука, 1986.

107.Яненко Н.Н., Преображенский Н.Г., Разумовский О.С. Методологические проблемы математической физики. Новосибирск, Наука, 1986.

108.Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВладДар, 1995.


 

Тесты

Тесты

Уроки


                      Урок  « Фотоэффект » ( учебно-физический эксперимент на уроке )

Цели:   Сделать урок интересным по форме с максимальным учебным эффектом. Дать возможность ученикам при работе в группах самостоятельно исследовать явление фотоэффекта, сформулировать основные его закономерности и для закрепления полученных знаний пройти тестирование по данной теме.

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Озвучивание темы урока и основных целей урока.

3.     Изложение основного материала по теме Фотоэффект.

4.     Исследовательская работа учащихся  в группах при использовании Мультимедийного проекта Физика 7-11.

5.     Анализ и дифференциальная оценка результатов работы учащихся и всего урока в целом.

6.     Закрепление материала ( тест с задачами блока А  ).

7.     Задание на дом.

 

Задачи урока:

Образовательные

Познакомить учащихся с явлением фотоэффекта , продолжить работу по развитию умений выделять главное, сравнивать исследуемые величины, находить их зависимости друг от друга.

Развивающие

Развивать творческую деятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала, умение моделировать исследуемые  процессы и условия эксперимента, стимулировать творческое мышление при выполнении  виртуальных опытов и построении графических зависимостей. Развивать интерес к предмету физики как к науке. Научить ставить цель, выдвигать  гипотезу, а также предлагать ход решения и анализ предполагаемого результата при решении проблемно-поисковых   и качественных задач.

Воспитательные

Способствовать развитию познавательной и мировоззренческой  деятельности, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

 

Ход урока.

1.     На данном уроке ученикам  предлагается   компьютерный курс «Физика 7- 11 класс». Содержание мультимедийного проекта соответствует минимуму содержания физического образования для общеобразовательных классов, утвержденному Министерством образования. Предположим, что у вас есть необходимое оборудование, и каждый раз при изучении явления фотоэффекта вы показываете соответствующие эксперименты. Всем ли понятен физический смысл потенциала запирания. А не лучше ли, предоставить школьникам, самостоятельно исследовать фотоэффект и  сформулировать его закономерности. Ведь самые ценные знания это те, которые добыты на собственном опыте. Наш опыт показывает, что использование компьютерной модели практически все учащиеся могут ответить на поставленные учителем основные вопросы по исследованию этого явления. К тому же такая самостоятельная исследовательская  деятельность настолько интересна, что проблем с дисциплиной не возникает.

2.     После объявления учителем  темы и целей урока класс приступает к использованию интерактивной программы. В оглавлении программы находим раздел «Атомная  и ядерная физика» и учитель начинает изложение   нового материала,  комментируя  и дополняя  теоретический раздел программы:

3.      

                                                   Фотоэффект 5.1

 
   

В начале XX века было установлено, что свет излучается и поглощается отдельными порциями – квантами. Энергия E каждого кванта пропорциональна частоте излучения:

 E = hν. 

Здесь hпостоянная Планка, равная   h = 6,63·10–34 Дж·с. 

Фотоэффектом называется явление высвобождения электронов с поверхности тела под действием электромагнитного излучения.

 

 

Рисунок 5.1.1.

Схема экспериментальной установки для изучения фотоэффекта.

Количественные закономерности фотоэффекта:

·         Сила тока насыщения (фактически, число выбиваемых с поверхности электронов за единицу времени) прямо пропорциональна интенсивности светового излучения, падающего на поверхность тела.

·         Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности.

·         Если частота света меньше некоторой определенной для данного вещества минимальной частоты νкр, то фотоэффект не наблюдается (достигается т. н. красная граница фотоэффекта).

 

Рисунок 5.1.2.

Зависимость силы фототока от приложенного напряжения.

 

 

Рисунок 5.1.3.

Зависимость запирающего потенциала от частоты падающего света.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта:

  

где Aвых – работа выхода электронов из материала катода, а – максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов.

Отсюда следует, что красная граница фотоэффекта определяется формулой  Запирающее напряжение, которое необходимо приложить, чтобы фототок прекратился, можно найти по формуле

 

Явление фотоэффекта экспериментально доказывает квантовую природу света.

4.     Далее переходим к разделу « Лаборатории », где в данной модели ученикам предлагается в эксперименте определить красную границу фотоэффекта и найти работу выхода материала катода. Можно  также измерить запирающий потенциал Uз для различных длин волн и определить постоянную Планка h. Учащимся необходимо выдвинуть гипотезу, а затем проверить её экспериментально:  Как с помощью данной модели можно определить постоянную Планка ?

 

 

 

 

 

Модель является компьютерным экспериментом по исследованию закономерностей внешнего фотоэффекта. Можно изменять значение напряжения U между анодом и катодом фотоэлемента и его знак, длину волны λ в диапазоне видимого света и мощность светового потока P.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Целесообразным  является обсуждение и анализ полученных результатов и зависимостей физических величин, исследуемых в течение урока, а также подведение итогов работы групп . Учащиеся, используя данную модель для различных длин световой волны, заполняют таблицу с результатами  энергии светового потока и  величинами  фототока , определяя для каждого случая работу выхода.

 

 

Длина волны

       м

Запирающее

Напряжение

          В

Мощность светового потока  мВт

Энергия светового потока  эВ

Величина фототока

        мА

 380

        1

       0,2

     3,27

      0,185

 380

        1

        1

     3,27

      0,924

 540

        1

       0,4

     2,3

      0,185

 540

        1

        1

     2,3

      0,572

 

Анализируя полученные данные  учащиеся делают следующие выводы :

1.     Работу выхода можно найти как разность между энергией светового потока и произведением заряда электрона на запирающее напряжение.

2.     Постоянную Планка можно определить :

                                                      

 

 Данное уравнение     также  объясняет основные закономерности фотоэффекта:

     Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно         возрастает с частотой света и не зависит от падающего светового    потока.

Если между фотокатодом и анодом вакуумного фотоэлемента создать электрическое поле, тормозящее движение электронов к аноду, то при некотором значении задерживающего напряжения Uз анодный ток прекращается. Величина Uз определяется соотношением

  

3.     Количество электронов, вырываемых с поверхности металла в секунду, прямо пропорционально мощности светового потока P.

4.     Если частота света меньше некоторой определенной для данного вещества минимальной частоты νmin, то фотоэффект не происходит («красная граница фотоэффекта»)

  

5.     У щелочных металлов красная граница лежит в диапазоне видимого света.

 

6.     Каждому ученику далее предлагается  заранее подготовленный тест, для  закрепления пройденного материала , состоящий из вопросов блока «А» последней демоверсии  экзамена по физики в виде ЕГЭ:

1.От чего зависит максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов, выбиваемых из металла при фотоэффекте?

          А) от частоты падающего света

          Б) от интенсивности падающего света

          С) от работы выхода электронов из металла

 

Правильным являются ответы:

1)    Только Б          2) А и Б                 3 ) А и В              4 ) А, Б и В

2.Поверхность металла освещают светом, длина волны которого меньше длины волны, соответствующей красной границе фотоэффекта для данного вещества. При увеличении интенсивности света

1)    Фотоэффект не будет происходить при любой интенсивности света.

2)    Будет увеличиваться количество фотоэлектронов.

3)    Будет увеличиваться энергия фотоэлектронов.

4)    Будет увеличиваться количество и энергия фотоэлектронов.

3. В опытах по фотоэффекту  пластину из металла с работой выхода 3,5 эВ освещали электромагнитным излучением с энергией 12 эВ. Затем частоту падающего  на пластину излучения увеличили в  2 раза, оставив его интенсивность неизменной. В результате этого максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов

1)    Не изменилась, так как фотоэлектронов не будет

2)    Увеличилась в 2 раза

3)    Увеличилась более чем в 2 раза

4)    Увеличилась менее чем в 2 раза

4.Импульс фотона имеет наименьшее значение в диапазоне  частот.

1)    Рентгеновского излучения

2)    Видимого излучения

3)    Ультрафиолетового излучения

4)    Инфракрасного излучения

 

5.Частота красного света примерно в 2 раза меньше частоты фиолетового света. Энергия фотона красного света по отношению к энергии фотона фиолетового света

1)    Больше в 4 раза

2)    Больше в 2 раза

3)    Меньше в 4 раза

4)    Меньше в 2 раза

 

 

7.     Учащиеся в конце урока сдают отчет, который содержит таблицы результатов проведенных экспериментов, расчеты величин и график зависимости  вольт-амперной характеристики для двух любых длин волн световой волны.  Учитель объявляет  полученные оценки и дает задание на дом :  88 - 91  Учебник физики 11 класс, Г.Я Мякишев

 

 

 

 

 

 

Учебно - методический комплект

1.     Компьютерный диск « Готовимся к ЕГЭ». Физика « Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме».

2.     Компьютерный диск Физика 7-11, Физикон.

3.     Учебник физики 11 класс, Г.Я Мякишев , Москва ,Просвещение, 2006

 

 

 

Статьи

Статьи

название тип ссылка
Статья 1
документ скачать